Цитаты на тему «Усилие» - страница 2
        
                                         
                
            
        
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                         
                
            
        
     
    
    
                                        
                    
    
        Кто не жил в те годы, лишь с большим усилием может вообразить или хотя бы воссоздать умом атмосферу рубежа пятидесятых и шестидесятых. Ведь семидесятые, каковы бы они ни были, - совершенно иной сюжет: тут уже сложился самиздат, и хотя бы в столицах каждый желающий уважать себя интеллигент если не шел в неофиты, так по крайности симпатизировал таковым и старался поддерживать разговоры на религиозно-философские темы; если верующих сажали в психушки, это служило к вящему позору сажавших, не к дискредитации веры. А раньше, при Хрущеве, все было иначе, и верующий впрямь выглядел в глазах соотечественников безумцем. Смертельная, нечеловеческая усталость после едва-едва отошедших в прошлое сталинских десятилетий - и одновременно бодрое обретение второго дыхания все той же идеологией, «возвращение к ленинским нормам»: борода Фиделя Кастро, бригантинно-целинная комсомольская романтика - и заново рассвирепевший, набравший новую прыть атеизм.
         
     
    Сергей Сергеевич Аверинцев
                 
            
        
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                        
                    
    
        Меня всегда раздражает, когда о выдающихся мореплавателях говорят, что они, мол, океан победили. Колумб, Магеллан, Нансен, Амундсен, Крузенштерн, Чичестер, Бомбар - ничего они не побеждали, тем они и славны, что умели найти с океаном общий язык, согласовать его и свои усилия.
         
     
    Юрий Александрович Сенкевич
                 
            
        
     
    
    
                                        
                    
    
        Не питаемый ни Землей, ни Небом, он двигался вперед - светильник, который угас бы, если бы материализм был истиной. Он не имел Бога, не имел любимого - двух обычных побуждений к действию. Но изо всех сил он стремился остаться на плаву, ибо этого требовало его достоинство. За ним никто не следил, и он за собой не следил, но усилия, что он прилагал, относятся к наивысшим достижениям человечества и превосходят любую легенду о Небесах.
         
     
    Эдвард Морган Форстер